Но «рассечение моря» стало возможным лишь когда каждая из четырех партии обнаружила себя и стал заметен недостаток, который имелся в ее позиции. Наш исход повторяется в каждом поколении, и его успех зависит от того, насколько мы эти позиции исправим.
В народе такой еврей называется «цадик в шубе». Он видит, что мир несовершенен, что в нем часто отсутствует добро и святость. С таким миром наш «праведник» не желает иметь ничего общего. Он «бросается» в море мудрости, посвятив все время изучению Торы. Молитва тоже занимает в его жизни важное место. Но молится он по большей части о собственном духовном росте. Другие евреи? Не нужно отнимать у Всевышнего парнасу, Он сам о них позаботится...
Этот еврей признает, что душа его спустилась в наш мир, чтобы действовать в нем, меняя вещи в лучшую сторону. Таково призвание еврея, и, деваться некуда, его нужно осуществлять. Но человек из второй партии делает это нехотя, без радости, без напора жизненных сил. Так работает раб. Во всех движениях этого человека чувствуется отчаяние. Он не верит, что может исправить мир или даже себя самого. Да, в этом еврее есть «кабалат оль», принятие ярма небес. Но он забыл, что это лишь первая ступень в служении Всевышнему, А вторая, когда человек выполняет заповеди с радостью, у него еще не настала.
Более высокий уровень, когда еврей заявляет: «Не могу терпеть, что «войско фараона», т.е. нечистые оболочки, скрывают Б-жественную природу мира, и поэтому иду на бой!» В отличие от первых двух групп, этот еврей не поддается отчаянию. Напротив, он ощущает всю силу святости, и верит, что она может победить зло. Недостаток его в том, что он слишком увлекается войной, забывая, что на поле сражения даже победитель остается в убытке. И, решив воевать, не спрашивает, какова сейчас воля Творца, что думает об этих планах Моше-рабейну…
Представитель четвертой группы заявляет, что у него нет своих планов или мнения. Он полностью уверен в доброй воле Всевышнего, полностью принимает ее на себя. Но дальше следует странный вывод: не
вмешиваться в то, как Всевышний управляет миром, ничего не делать, чтобы изменить дела в лучшую сторону. А ведь именно в этом заключается служение Творцу. Оно включает принятие ярма Небес, борьбу со злом, устранение своего «Я» перед его волей. И, наконец, серьезное и радостное служение Всевышнему, с полной отдачей сил.
(c) Из бесед Любавичского Ребе
Комментариев нет:
Отправить комментарий